«Агрессия в раннем возрасте»
Подготовила педагог – психолог Гуц С.Н.
Причины агрессивного поведения детей:
- негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
- терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- ограничение самостоятельности ребенка;
- авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
- чрезмерно уступчивое поведение родителей;
- индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
При этом основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.
Деятельность психолога по преодолению агрессии в поведении детей включает работу как с детьми, так и с их родителями.
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:
Первое направление - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.
Второе направление - обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту, это заключается в выборе занятий, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение (рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие).
Третье направление - развитие навыков общения с другими ребятами (учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации). Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.
Четвертое направление - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним.
Работа психолога с родителями и воспитателями детей, ведущих себя агрессивно, заключается в информировании их о причинах агрессивного поведения и факторах его становления, а также в обучении взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка, таким, как:
- спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого.
- желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;
- отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п.;
- если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;
- в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;
- в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;
- в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;
- в некоторых случаях использовать мягкое физическое манипулирование, т.е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта,
- если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки).
- учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или когда у него забирают чужую игрушку.