Консультация для родителей «Музыкальные инструменты своими руками»
Подготовила музыкальный руководитель: Гуц С.Н.
Экспериментирование - один из эффективных методов работы с детьми. В процессе экспериментирования ребенок получает большое количество новой информации, а значит быстрее и полноценнее развивается.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.
В процессе данной деятельности дети под руководством педагога используют различный материал- линейки, нитки, банки, струны, различные музыкальные инструменты. Экспериментируя, ребенок чувствует себя исследователем, творцом. К тому же самые оригинальные инструменты дети совместно с родителями в силах изготовить сами. Ими могут стать шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.
ШУМЕЛКИ
В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней, заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т. п. материалами, способными шуметь).
ЗВЕНЕЛКИ
Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».
Первый способ изготовления ожерелья: в металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.
Второй способ: для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки и подвешиваются на леске или проволоке.
СВИСТЕЛКИ
Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток. Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд. Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.
СТУЧАЛКИ
Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты. Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.
ШУРШАЛКИ
Шуршалки в отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.
ЩИПАЛКИ
Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.
На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.
Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.
Если постараться, то можно создать целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии!
Артикуляционная гимнастика в игровой форме.
Подготовила логопед Даниленко Н.С.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
2. Перед зеркалом (Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо)
3. Проводить не сразу после еды (рвотный рефлекс, тяжело выполнять)
4. Проводить ежедневно, чтобы навыки закреплялись
5. Не следует предлагать более 3 упражнений за 1раз.
6. Каждое упражнения выполнять по 5-7 раз.
7. Статические упражнения выполнять в течении 5 секунд или под счет до пяти.
8. С детьми упражнения выполняются в игровой форм
ИГРОВЫЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Котенок умывается
Спросить у ребенка как мяукает котенок (мяу). Это котенок просит молоко.
- Давай нальем котенку молока. (сделать из двух ладошек чашечку). Показать ребенку, как котенок пьет молоко, выполняя лакательные движения язычком.
Окошко
Рассказать ребенку, что рот – это домик для язычка. Язычок решил проветрить домик и открыл двери. Но вот прилетела муха и язычок быстрозакрыл двери. Муха улетела и язычок снова открыл двери….и т. д. (ребенок, слушая историю открывает и закрывает рот)
Лошадка
Предложить детям поскакать на лошадке. Лошадка скачет быстро (быстро щелкать языком, прилепляя его к небу). Лошадка устала и идет медленно.
Фокус
Предложить ребенку научиться показывать фокус. Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Конфетка
Взрослый предлагает отгадать ребенку, где во рту у него находится конфетка: Во рту язык упирается поочередно то в правую сторону щеки, то в левую – ребенок отгадывает. Затем взрослый предлагает самому ребенку спрятать конфетку и объясняет, что конфетка – это язычок и он упирается, то в левую, то в правую щеку. Ребенок выполняет, а взрослый угадывает.
Шарик
Надуть щеки – надули пузырь (удерживать в таком положении 5 секунд). Сдулся пузырь – Нажимая на щеки пальчиками, медленно выпустить воздух.
Комарики
Предложить поиграть в комариков – поднять язычок вверх за верхние зубы и произносить длительный звук «З». При выполнении рот широко открыт.